Дата проведения: 8 сентября – 8 октября 2023
Место проведения: Залы музейно-выставочного комплекса РАХ Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)
Кураторы выставки: Екатерина Симакова и искусствовед и арт-консультант Алиса Лисовская, уже более 10 лет работающая в сфере искусства и культуры как в России, так и в мире, преподаватель Британской высшей школы дизайна в Москве.
ЦИТАДЕЛЬ
Фотография, как один из видов искусства, является визуальным языком, который быстрей воспринимается глазом человека, чем аудиальное или текстовое изображение. Вызывая гораздо больший эмоциональный отклик у зрителя, фотография за уже полутора века своего существования, стала восприниматься не только как инструмент фиксации реальности, но и как медиум, позволяющий формировать новые смыслы.
Технологические новшества, усовершенствования в передаче цвета, прогресс в печати и использование более умных материалов ставят фотографию в уникальную позицию – она служит идее воспроизводства изображений и одновременно является инструментом для художественных экспериментов.
Кирилл Симаков – художник, для которого фотография является призванием, его ремеслом и единственно важным способом передачи собственного видения окружающей среды и людей. Его богатый инструментарий позволяет охватить большой жанровый спектр: от канонических урбанистических снимков и до экспрессивных и трогательных портретов великих современников. Настоящий профессионализм, богатая насмотренность и воспитанное чувство визуального вкуса транслируются через все работы Кирилла.
Фотографии, представленные на выставке “ЦИТАДЕЛЬ”, удивляют новым прочтением знакомых жителям мегаполиса видов города, неожиданно тихими пейзажами с чистыми насыщенными цветами и редкими в природе градиентами, неочевидным подходом к изображению человека в городском пространстве.
Выставка разделена на 5 тем: “Покоренный город”, “Город в лицах”, “Молчание природы”, “Динамика линий”, “Насыщенный синий”, каждая из которых организована как дополняющие друг друга снимки, рассказывающие свою микро-историю об обезличенном городе, о самостоятельности цвета в природе, о футуристической и изысканной архитектуре мегаполиса.
Особенно заметна в творчестве Кирилла урбанистическая фотографии, которая занимает уникальное место в жанровой системе этого вида искусства: город всегда воспринимался как вместилище жизни, место с особыми ритмом и динамикой, колыбелью знаний и прогресса, источником идей и вдохновения. Многие поколения великих фотографов превращали городские виды в своего рода плацдарм для экспериментов с композицией и светом. Подход Кирилла к поиску тех самых уникальных ракурсов для запечатления городской жизни напоминает настоящую охоту – это ненасытный, вечно голодный взгляд в сторону необычных перспектив, нестандартных углов и увлекающей динамики города. В своих фотографиях Кирилл демонстрирует разные аспекты жизни мегаполиса – Москвы.
1.Покоренный город
2.Город в лицах
3.Молчание природы
4.Динамика линий
5.Насыщенный синий
Покоренный город
Город в прочтении Кирилла Симакова представляется громадой, застывшей на большом расстоянии от зрителя, просыпающейся на рассвете или угасающей на исходе дня. Обезличенный и умиротворенный город удивляет несвойственным для мегаполиса спокойствием и статичностью. В фотографиях чувствуется насыщенность воздуха, слышится звенящая пустота.
Константы столицы: Москва-Сити, Воробьевы горы, Храм Христа Спасителя, Останкинская башня – вдруг кажутся такими знакомыми, игрушечными, будто зритель рассматривает их, держа на ладони. Особенно те работы, в которых огни города просвечивают сквозь глубокую темноту ночи, как бы приглашая понаблюдать за скрытыми сценариями такой разной городской жизни.
Город в лицах
Исключительные кадры с одинокими человеческими фигурами на фоне городских пейзажей в творчестве Кирилла Симакова подтверждают применяемый им принцип невидимости для своих персонажей – он их рассматривает на расстоянии, не тревожа и не поддерживая с ними диалог. В неподвижных и мнимо холодных фотографиях, на самом деле, показан беспокойный хаос города, застывший буквально на мгновение. Персонажи в его урбанистических фотографиях служат для познания города, художник вписывает их одинокие фигуры в четкий и геометрически выверенный задний план.
Молчание природы
Интригующая текстурированность переднего плана фотографий Кирилла заставляет застыть, рассматривая то, как разнообразны природные элементы: камни, травинки, снежный покров, наслоения песка… Желание притронуться, слиться, войти в кадр создается благодаря открытому ближнему плану, широким просторам и градиентному цвету. Тишина в одних снимках и бушующий ветер в других – так складывается две разных подгруппы фотографий, передающих либо состояние покоя, либо мощные природные изменения. Зимние фотографии будто напоминают о вакууме космоса. Волнующее, тонкое восприятие природы фотографом и его желание запечатлеть редкий момент единения поистине покоряют.
Динамика линий
Движение и динамика, повторяющиеся архитектурные мотивы и вертикали становятся в фотографиях ритмом города, пустого и обезличенного. Внимание перескакивает с точной композиции на разнообразие материалов и ощущение тактильности, переданной в фотографии через холод металла, тепло камня, нейтральность бетона, детальность лепнины. В фотографиях Кирилла город предстает цветным, светящимся, будто речь идет не о громаде, а о детском конструкторе, цветных кубиках и больших паззлах. Будь то отдельно стоящие домики яркого цвета или карандаши «синие трубы» бывшего завода – фотографии эмоционально и быстро захватывают. Геометрические урбанистические структуры, которые вырываются под крутыми углами из кадра, извиваются и уходят ввысь – так, фотограф формирует прочтение обыденных московских локаций: метро «Савеловская», ВДНХ, Парк Зарядье, Москва-Сити, БЦ Аквамарин (м.Павелецкая), «Доминион Тауэр», Метро «Маяковская», ГЭС-2, Метро «Деловой Центр».
Насыщенный синий
Насыщенный синий – цвет мира и спокойствия. Рассмотрение цвета как культурного феномена в применении к фотографии –интересный прием, который дает дополнительные интерпретации. Исторически синий – самый “поздний” из цветов, несмотря на его широкое распространение в природных условиях, но в плане его воспроизведения он оказался для человечества самым сложным, дорогим и редким. В средневековой культуре синий использовался для обозначения принадлежности к культу, религии: в католицизме и христианстве синий присутствовал в оформлении церквей и одежд служителей. Так, этот цвет стал атрибутом Пресвятой Девы Марии. Позднее, синий приобрел популярность среди аристократии, и в живописи, в частности, в портретном жанре синий стал встречаться чаще. За счет положительного ассоциативного ряда вскоре синий стал конкурировать с черным, и вместе с распространением красителя “индиго” с XVIIIвека, синий обзавелся новыми смысловыми кодами – он стал символом прогресса, свободы и знания.
Доминирующий в фотографиях Кирилла Симакова насыщенный синий – успокаивающий, ассоциирующийся с космосом, морем, перерождением, миром. Некоторые фотографии этой серии Кирилла близки к пикториализму, то есть сближению стилистики фотографии с живописью – настолько они продуманны и выдержаны. Однако, в некоторых кадрах цвет обретает значение меланхолии и одиночества, согласно традиции употребления английского слова для описания состояния грусти. Абсолютное великолепие цвета и его самостоятельность – ценные черты фотографий этой серии.